Электромобили своими руками

Электромобили. Пока все говорят о них – мы их делаем.
It is currently 14 Nov 2019, 05:12

All times are UTC + 2 hours




Post new topic Reply to topic  [ 16 posts ]  Go to page 1, 2  Next
Author Message
 Post subject: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 04 May 2019, 21:42 
Offline
Мечтаю о ЭМ
Мечтаю о ЭМ

Joined: 24 Sep 2014, 21:25
Posts: 159
Location: Днепропетровск
Вот, собственно. Соорудил по заказу соседа по гаражу. Ездит на Запорожце.
Общий вид:
http://tavria.org.ua/forum/showpost.php ... count=2811
Внутренности:
http://tavria.org.ua/forum/showpost.php ... count=2812


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 05 May 2019, 06:26 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ
User avatar

Joined: 17 Oct 2014, 02:59
Posts: 1469
Location: Украина. Жмеринка.
Внешний вид контролера напоминает Романтика,если не секрет схемку плиз,да и о проекте хотелось бы узнать поболее.

_________________
Peugeot 205 Электро (Жмеринка, от GOGA65), Готовность 100%, 32000км пробега
FAW 6371 Электро (Жмеринка, от GOGA65), Готовность 92%, 3000км пробега


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 05 May 2019, 08:10 
Offline
Мечтаю о ЭМ
Мечтаю о ЭМ

Joined: 24 Sep 2014, 21:25
Posts: 159
Location: Днепропетровск
Когда выбирал, на чем бы сделать управление, вариантов было много. Самый правильный, конечно, поставить какой-нибудь простенький микроконтроллер и туда накодить весь функционал. Но времени было мало, и решил сделать апппаратно, хотя мелких деталей больше раза в полтора. Громоздкий шунт ставить не хотелось, воспользовался старым финтом с малоамперным датчиком ACS712. К одному из крепежных отверстий минусовой шины сделал пропил, получился вырез в форме замочной скважины. К нему и припаял 5амперную ACSку, получил отклик примерно 2мВ/А, вполне достаточно, и никаких потерь. Вариант Романтика с верхними МОСФЕТами вместо диодов уменьшает статические потери, но увеличивает динамические из-за на порядок бОльшего заряда обратного восстановления встроенных в МОСФЕТы диодов. В итоге общий выигрыш не столь велик, чтобы ради этого заморачиваться в верхними драйверами и т.п. Поставил обычные диоды 150EBU02. Рассмотрел несколько популярных микросхем ШИМконтроллеров. TL494 не понравилась тем, что она регулирует по среднему, для того, чтобы уложиться в область безопасной работы ключей, необходимо быстродействие петли обратной связи порядка 1мс. Это можно настроить, но при замене типа двигателя, напряжения батареи и т.д. придется каждый раз перенастраивать, неудобно. UC3842 хороша, но, насколько я понял, не может работать без мертвого времени, а мне хотелось, чтобы при газе в пол и отсутствии перегрузки по току ключи были открыты все время и динамические потери отсутствовали. В итоге поставил банальную схему на счетверенном компараторе LM393, одна секция - генератор треугольного напряжения, вторая - ШИМ компаратор, третья - триггер блокировки от подачи питания при нажатой педали, четвертая - компаратор cycle-by-cycle ограничения по току. В наличии была только медленная ACSка, ее быстродействия недостаточно для защиты от КЗ, поэтому применил драйвер FAN3181 с функцией desaturation защиты. Его внутренний триггер используется также для cycle-by-cycle токоограничения. С целью упрощения для управления вентиляторами применил контактные датчики типа вот таких:
https://voron.ua/catalog/034162
Таймер управления силовым контактором и контроль напряжения батареи отсутствует, этим занимаются отдельные внешние блочки и/или БМС. Опять же, это для того, чтобы ничего не менять при смене напряжения.
Несмотря на кажущуюся сложность, за счет применения СМД компонентов размер платы управление те такой уж большой, 80х37мм. Схема делалась исходя из имеющихся под рукой деталей, вряд ли стоит ее повторять 1в1. Изменения вносились на ходу при настройке, не все еще задокументированно и приведено в порядок. Но если надо, могу выложить для ознакомления, ничего особенного там нет.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 06 May 2019, 07:14 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ
User avatar

Joined: 17 Oct 2014, 02:59
Posts: 1469
Location: Украина. Жмеринка.
Ну у меня не такие глубокие познания в радиотехнике,но в свое время питался сам повторить контролер Корхова(контроллер по схеме от LICCа. https://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=8225.0 ),но спаливши не одну пару силовых полевиков,остановился на мысли купить готовый. Поэтому и интересуюсь схемой(если не секрет) :|


Attachments:
DSC08366.jpg
DSC08366.jpg [ 202.16 KiB | Viewed 420 times ]
DSC08489.jpg
DSC08489.jpg [ 208.02 KiB | Viewed 420 times ]
DSC09314.jpg
DSC09314.jpg [ 168.28 KiB | Viewed 420 times ]
DSC08711.jpg
DSC08711.jpg [ 231.6 KiB | Viewed 420 times ]

_________________
Peugeot 205 Электро (Жмеринка, от GOGA65), Готовность 100%, 32000км пробега
FAW 6371 Электро (Жмеринка, от GOGA65), Готовность 92%, 3000км пробега
Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 06 May 2019, 08:05 
Offline
Мечтаю о ЭМ
Мечтаю о ЭМ

Joined: 24 Sep 2014, 21:25
Posts: 159
Location: Днепропетровск
Не секрет, конечно. Выложу, когда задокументирую все изменения, которые делались на ходу. У Вас проблема не со схемой, а с топологией (расположением элементов). Так делать нельзя. При скоростной коммутации таких больших токов все соединения должны обладать минимальной индуктивностью, то есть быть как можно короче и иметь минимальную площадь петель. Обычные электролитические конденсаторы неспособны пропускать токи более нескольких ампер долговременно, поэтому вместо одного большого нужно ставить много маленьких параллельно. Хороший пример - конструкция Романтика, там неплохо продумано. Минус драйвера должен подключаться только к истокам транзисторов и никуда больше. Предельное напряжение транзисторов должно быть выше напряжения питания минимум на 30%, токовая нагрузка должна учитывать не только потери на сопротивлении канала, но и динамические потери (на практике это приводит к тому, что обычно один транзистор способен безопасно коммутировать ток вдвое-втрое меньше указанного в заголовке даташита). Поскольку у нас применяется много транзисторов параллельно, схему невозможно сделать компактной, и приходится снижать скорость коммутации по сравнению с предельной для транзисторов в несколько раз, иначе нагрузка распределится неравномерно. У меня где-то за 150...200 наносекунд коммутируется. Если Вы делаете новую конструкцию, а не повторяете чью-то уже проверенную, обязательно нужно проконтролировать осциллографом процесс коммутации, убедиться, что там нет звона и каких-либо аномальных выбросов.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 06 May 2019, 09:53 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 18 Mar 2016, 19:22
Posts: 191
Location: Кременчуг
Видно почерк профессионала. Самодельщики обычно применяют готовые схемные решения (контроллер Корхова я тоже применил), и не у всех получается с монтажом.

_________________
автопробег на электро 6600км.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 06 May 2019, 11:22 
Offline
Мечтаю о ЭМ
Мечтаю о ЭМ

Joined: 24 Sep 2014, 21:25
Posts: 159
Location: Днепропетровск
На Зеппере в трансмиссии большой люфт, и при старте слышен удар, даже если газ нажимать плавно (просто стук небольшой, Зеппер при этом не дергается). Думаю, может надо OOC по противоЭДС двигателя ввести на малых скоростях? Когда-то делал привод для ювелирного станка, засунул туда ООС по напряжению и ПОС по току, двигатель с номиналом 250Вт можно было крутить со скоростью 2об/с с таким моментом, что хрен удержишь за вал, и в то же время раскручивать до 10тыс об/мин с некоторым ослаблением момента (там было независимое возбуждение, ток возбуждения регулировался отдельно от якоря). Вообще, хотелось бы знать, какой должен быть закон управления в зависимости от педали? Тут мнения разные. Многие считают, чтонадо поддерживать средний ток, пропорциональный нажатию. Но это плохо на скользкой дороге, и удар тот же останется. На низах поддерживать напряжение (жесткая характеристика) а вверху ток (мягкая), может так лучше?


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 07 May 2019, 08:40 
Offline
Зашел в гости
Зашел в гости

Joined: 28 Aug 2015, 11:31
Posts: 3
Location: Омск
Yurasvs wrote:
Громоздкий шунт ставить не хотелось, воспользовался старым финтом с малоамперным датчиком ACS712. К одному из крепежных отверстий минусовой шины сделал пропил, получился вырез в форме замочной скважины. К нему и припаял 5амперную ACSку, получил отклик примерно 2мВ/А, вполне достаточно, и никаких потерь.

А можно подробнее по конструктиву, если можно - фото.
Спасибо.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 07 May 2019, 13:40 
Offline
Мечтаю о ЭМ
Мечтаю о ЭМ

Joined: 24 Sep 2014, 21:25
Posts: 159
Location: Днепропетровск
Так фоты внутренностей есть в первом сообщении. По ACSке есть аппликейшн от Аллегро, я просто чуть упростил в угоду технологичности.
https://www.allegromicro.com/~/media/Fi ... FA086A1586
Кстати, сейчас уже быстродействующие ACSки появились с полосой 1МГц, можно наверное на них и защиту от КЗ сделать. Но у меня под рукой была только медленная, 80кГц, использовал только для токоограничения в рабочих режимах, защита от КЗ отдельно, через функцию desaturation драйвера.


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Еще один контроллер для DC моторов
PostPosted: 07 May 2019, 20:11 
Offline
Зашел в гости
Зашел в гости

Joined: 28 Aug 2015, 11:31
Posts: 3
Location: Омск
Yurasvs wrote:
По ACSке есть аппликейшн от Аллегро, я просто чуть упростил в угоду технологичности.

Это я видел, хотел взглянуть на Вашу реализацию


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 16 posts ]  Go to page 1, 2  Next

All times are UTC + 2 hours


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
...