Электромобили своими руками

Электромобили. Пока все говорят о них – мы их делаем.
It is currently 17 Dec 2017, 08:19

All times are UTC + 2 hours




Post new topic Reply to topic  [ 66 posts ]  Go to page 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  Next
Author Message
 Post subject: Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER)
PostPosted: 15 Jun 2016, 09:47 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
Приветствую всех поклонников электротранспорта.
Хочу поведать о своем текущем проекте - Лоукост Таврия на ДС3.6
В прошлом году удалось добыть нормальные электромоторы - насосник и тяговый от болгарской кары. Под это дело решил сделать полноценный электромобиль на базе тягового мотора.

[spoiler] Предварительно поупражнялся в создании электромобиля


Так как донора у меня не было, приобрел Таврию 90 г с убитым мотором в удовлетворительном состоянии.
Attachment:
IMG_20150810_142021.jpg
IMG_20150810_142021.jpg [ 218.75 KiB | Viewed 728 times ]

Средств на нормальный аккумулятор у меня не хватало, соответственно взял свинец стартерный 90 Ач Санфокс. 6 батарей. Контроллер решил делать самопальный.
Attachment:
IMG_20151028_100044.jpg
IMG_20151028_100044.jpg [ 180.27 KiB | Viewed 728 times ]

Процесс изготовления переходной плиты.
Переходную плиту делал из листа толщиной 8 мм, Вырезал болгаркой и электролобзиком. Резать долго, но вполне аккуратно. Муфта стыковочная изготовлена из гибкой муфты жигулевского кардана на самодельных фланцах.
Attachment:
IMG_20151201_112309.jpg
IMG_20151201_112309.jpg [ 243.79 KiB | Viewed 728 times ]

окончательный вид в моторном отсеке
Состыкованный силовой агрегат


Attachments:
DSC_0240_1.jpg
DSC_0240_1.jpg [ 223.33 KiB | Viewed 728 times ]

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км
Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 15 Jun 2016, 10:02 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
Attachment:
IMG_20151127_134332.jpg
IMG_20151127_134332.jpg [ 185.72 KiB | Viewed 726 times ]

Была сделана дополнительная опора под двигатель. Подушка использована от ГАЗ-53.
Attachment:
IMG_20151201_112325.jpg
IMG_20151201_112325.jpg [ 170.59 KiB | Viewed 726 times ]

Вид снизу
1 тест

See this video on YouTube
Первый самостоятельный выезд, испытание на 12 В.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 15 Jun 2016, 10:40 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
Attachment:
IMG_20160205_112526.jpg
IMG_20160205_112526.jpg [ 246.84 KiB | Viewed 714 times ]

Рама под батареи в подкапотном пространстве, сделана разборной, из 3 частей.
На раме размещен рубильник силовой цепи, связанный с ручкой подсоса. Рубильник из 3-х фазного пакетника -запарлеленный. На дальнем плане блок силовых реле, на переднем узел дроссельной заслонки.
Attachment:
IMG_20160212_095057.jpg
IMG_20160212_095057.jpg [ 193.25 KiB | Viewed 714 times ]

узел дроссельной заслонки, на нем смонтирован концевик для включения силовых реле
Attachment:
IMG_20160212_095107.jpg
IMG_20160212_095107.jpg [ 204.79 KiB | Viewed 714 times ]

блок силовых реле на базе волговских реле стартера, на 70 А штука. Работали на 24 В без контролера на токах до 100А. С контроллером в штатном режиме, справлялись с запуском. Но в момент пробоя полевиков моментально оплавлялись. В данный момент удалены.
Attachment:
IMG_20160208_140719.jpg
IMG_20160208_140719.jpg [ 208.11 KiB | Viewed 714 times ]

расположение батарей в багажнике
Attachment:
IMG_20160208_143530.jpg
IMG_20160208_143530.jpg [ 223.97 KiB | Viewed 714 times ]

расположение батарей в моторном отсеке. здесь батареи включены парралельно-последовательно на 24 В для работы без контроллера. Силовой реле при этом нормально работало.
тест без контроллера1

See this video on YouTube
тест без контроллера2

See this video on YouTube


RommT wrote:
Получается у тебя двигатель только на коробке закреплён? Как он не проворачивается вместе с ней при старте? У меня по началу двигатель провернул коробку на сколько позволили полуоси и выдрал рычаг кпп. Или на Тавриях КПП закреплена от проворачивания?

На таврии коробка крепится к "лыже", те имеется 2 точки крепления, против 1 на оке. При виде снизу эту лыжу можно видеть.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 15 Jun 2016, 11:06 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
Дальше предстояла работа по созданию контролера. Первоначально хотел делать по схеме LICC, но потом увидел схемку Владимира на UC3843 и решил попробовать на ней.
Attachment:
IMG_20160219_105414.jpg
IMG_20160219_105414.jpg [ 225.41 KiB | Viewed 709 times ]
компоновка силовой. Первоначально решил делать на полевиках irf640n, хотя они слабоваты, просто их было легко достать и я применял их на своем электровелике.
Процесс настройки и работы схемы описывать не буду, можно ознакомиться по ссылке: http://electrotransport.ru/ussr/index.php?msg=748028 вот отсюда и почти до конца. Схемка рабочая, на ней удалось поездить, правда не быстро и ни один полевик не пострадал. Правда у меня сгорел в конце концов шунт на 15 А и почему то не удалось получить напряжение батареи на моторе при полном газе.
Attachment:
IMG_20160219_105438.jpg
IMG_20160219_105438.jpg [ 199.18 KiB | Viewed 709 times ]

Контролер с радиатором.
Attachment:
IMG_20160219_105707.jpg
IMG_20160219_105707.jpg [ 232.6 KiB | Viewed 709 times ]

Контролер со схемой управления Владимира.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 15 Jun 2016, 14:16 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
yuriy wrote:
А как производилась стыковка двигателя с коробкой (соосность)?

Ставил вертикально двигатель со своей плитой, на него сверху коробку с плитой ( со своей частью). На плите коробки приварены уголки равной длины. Подавал на двигатель напряжение 12 В, коробка находила оптимальное положение. Фиксировал это положение и прихватывал сваркой, потом обваривал.
А еще лучше питать движок через амперметр и в точку с меньшим током зафиксировать.

yuriy wrote:
Красиво! А подробнее про переходную муфту можно, как состыковывается шлицевой вал коробки?

Шлицевой вал коробки соединяется посредством родной шлицевой с родного сцепления. Шлицевая со сцепления приваривается соответственно к фланцу муфты. Я применил шлицевую часть со сцепления ВАЗ-2111, скорее всего от других переднеприводных Вазов подойдет.
Attachment:
IMG_20150316_162013.jpg
IMG_20150316_162013.jpg [ 210.3 KiB | Viewed 680 times ]

Выглядит почти так, но это муфта для оки с камазовским стартером. К сожалению родную муфту не снимал.
Attachment:
1к1_2.jpeg
1к1_2.jpeg [ 69.1 KiB | Viewed 680 times ]

Вот чертеж данной муфты. На формате А4 в размере 1 к 1. Но размеры не проставлял.
Attachment:
_2.jpeg
_2.jpeg [ 77.96 KiB | Viewed 680 times ]

Посадочные размеры мотора. Возможно пригодятся. Еще специально померил расстояние между пластинами коробки и мотора - 60 мм по внутренним краям. Меньше, без обрезки валов вряд ли получите, я и так старался сделать как можно меньше. При этом в моторный отсек таврии данный агрегат поместился впритык, зазор между кожухом вентилятора и кузовом 1,5-2 см.
Еще при установке муфты на мотор пришлось ее разобрать, так как на валу мотора имеется гайка.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 15 Jun 2016, 14:39 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
При первоначальном запуске контролера на UC3843 не смог добиться нормальной его работы, просто потому что не знал принцип его работы. Он отлично крутил на моторе от шуроповерта, но не мог провернуть мотор на нейтрали. Потом подстроил под работу на нейтрали,но не смог нормально тронуться и ездить. Поэтому я временно на него подзабил.
На велике я делал контроллер на 555 микрухе и решил проверить работу на машине. Он заработал с первого раза, крутил на нейтрали все работало, радиатор грелся, не сильно, но это на нейтрали без существенно нагрузки. Покатался в боксе, на первой передаче, ездит взад вперед, радиатор греется. Выезд с бокса у меня на работе немного в горку, как раз испытать возможности контроллера. При заезде в это горку а 1 -й передаче контроллер вылетает. Пробивает пару полевиков, радиатор горячий, значит причина вылета -перегрев.
Небольшое отступление. Контролер по схеме Владимира я питал напряжением 15 В через кренку. На кренку напряжение подавал 24 В с силовой батареи, с 2-х крайних аккумуляторов, тк минус силовой батареи у меня под капотом, а плюс в багажнике. А управляющую на 555 таймере я питал от 12 В, с одного крайнего аккумулятора в силовой батарее.
Так вот значит решил поставить охлаждение - отковырял 2 кулера с нерабочих материнок, которыми как раз перекрыл всю площадь радиатора. И чудо произошло, я выехал из бокса ничего не спалив, и к тому же покатался по близлежащей территории. Сначала начинал на 1-й передаче, потом на 2-й. Потом совсем обнаглел, трогался на 2-й передаче, а по ходу переключался на 3-ю. Ниче не вылетело. Проверял нагрев, радиатор грелся, но рука еле терпела.:f1:
Реальный тест 1

See this video on YouTube
Реальный тест 2

See this video on YouTube
В конце ролика контроллер бахнул. оказалось колесо спустило, а я пытался тронуться на 2-й. По звуку можно понять, что коробка работает с нагрузкой.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 15 Jun 2016, 15:18 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
Дальше решил делать управляющую часть по схеме LICC. Еще до нового года приобрел МС33033 и драйвер МС33153. А тут ко мне в гости заезжал коллега RommT и презентовал 5 штук IRFb4127 и драйвер 33151. Мосфеты на 76 А и как раз 5 штук хватало с запасом на мой контроллер. Не стал проверять работу новых полевиков с 555 микрухой, так как ее не хвалят. Как оказалось зря не стал проверять.
Первоначально собрал схему Licc 1 в 1 с оригиналом, но на 15 В применил 2 кренки: на питание непосредственно микросхемы ШИМ и одну на дрейвер. Уже на испытании с моторчиком от шуроповерта, кренка расчитанная на питание МС33153 начала греться и вышла из строя. Потом я запитал всю схему от 1 кренки, которая немного поработав опять вышла из строя. А так кренок на 15 В у меня не осталось было решено поставить MC 33151, которая была расчитана на 12 питание. Питание подавал с силовой батареи как описывал выше. На стенде все заработало, регулировалось отлично, в отличии от двух предыдущих схем, схема от LICC работает очень плавно без каких либо подергиваний. Шунт применил на 100 А. Дальше поставил на машину, на нейтрали заработала нормально, радиатор грелся значительно меньше чем на 640-х полевиках, даже без радиатора. Прокатился внутри бокса, машина стартует очень плавно и почти без шумно, просто класс. Опять решил вылезти из бокса, и почти на вершине подъема пробивает полевик. Выезжал на 1 передаче, ток не поднимался выше 50 А, а на нейтрали токи достигали 30 А при резком нажатии и все работало. Разобрал контроллер, перепроверил - выбило 1 мосфет. По совету RommT уменьшил номиналы резисторов в цепях затворов до 5 ом. Опять попробовал, уменьшив силовую на 1 мосфет, ситуация аналогичная - вылетел еще 1 полевик. Потом еще раз попробовал уже на 3 мосфетах - опять аналогичная ситуация. Дальше не стал мучиться и оставшихся 2 полевика отложил про запас.
Attachment:
IMG_20160406_140205.jpg
IMG_20160406_140205.jpg [ 215.72 KiB | Viewed 678 times ]

Attachment:
IMG_20160406_140211.jpg
IMG_20160406_140211.jpg [ 209.76 KiB | Viewed 678 times ]

испытание схемы на "стенде"



BUg wrote:
Как взаимно центруются детали переходной муфты?

Я при сборке центровал спец валом - те вытачивал вал с разными диаметрами, один под шлицевую коробки, потом переход на посадочный диаметр мотора, точнее наоборот, диаметр вала мотора больше. Так предварительно собирал. А фактически отдавал чертежи и заготовки токарю, а он мне готовые детали. А так ка собирается все отдельно, то центровка может сбиться и все зависит от качества изготовления деталей. Но муфта компенсирует небольшие несоответствия, вибраций не ощущаю.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 15 Jun 2016, 16:00 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
После всех злоключений с контроллером перешел опять на силовую на 640-х мосфетах. Но немного ее доработал, на толстую шину -М (исток полевиков) налудил 2 жилы толстого медного провода, которые еще с концов прикрутил винтами. Сделал специально, чтобы лучше прогревать паяльником и чтобы ножки полевиков надежно припаивались.
Attachment:
IMG_20160413_085633.jpg
IMG_20160413_085633.jpg [ 283.9 KiB | Viewed 671 times ]

Измененная силовая.
В очередной раз решил вернуться к схеме Владимира на UC3843. Выбрал ее потому, что она имеет токоограничение в отличие схемы на 555 таймере. После некоторых настроек удалось запустить схему. Описание я приводить не буду, есть тема на соседнем форуме, ссылку приводил.
Тест 3

See this video on YouTube
Тест 4

See this video on YouTube
Всплыла одна особенность - контроллер не хотел работать с силовым конденсатором. Кондер стоял отдельно от контролера и был на 90 Мкф и 400 В пусковой. А без него машина могла ездить.
Скорость максимальная на 3 передаче была 30 км/ч по горизонтали при 72 В питании. Больше я не ездил и 4-ю не включал, для этого надо было выезжать на дорогу, но динамика этого не позволяла.
Зато машина вполне себе трогалась со 2 передаче и ездила на 3-й. Я даже разок попробовал тронуться и поехать на 3-й передаче, вполне получилось, но через 200 м машина стала дергаться а потом встала. Оказалось сгорел шунт на 15 А.
Attachment:
IMG_20160427_145155.jpg
IMG_20160427_145155.jpg [ 195.05 KiB | Viewed 671 times ]

Моторный отсек
Attachment:
IMG_20160427_145445.jpg
IMG_20160427_145445.jpg [ 253.43 KiB | Viewed 671 times ]

контроллер
Attachment:
IMG_20160427_145453.jpg
IMG_20160427_145453.jpg [ 230.71 KiB | Viewed 671 times ]

Силовой диод на моторе


Vladimir wrote:
Конденсатор может только улучшить работу,а у Вас контроллер начинает тянуть слабей."Коза" где-то в монтаже.
Для начала попробуйте усилить общий провод от минуса батареи до минуса контроллера (он на шунте должен быть).Просто добавьте еще потолще провод и снова попробуйте без кондера и с кондером,разница в тяге должна уменьшиться,если здесь завязка..

Согласен, я потом, схему Liccа испытывал с этим кондером, тоже чудеса наблюдал, до 50 В на моторе все нормально, потом пауза, напряжение перестает расти, хотя газ нажимаю дальше, раздается какое то шипение, а потом резкий скачок напряжения.
Забегая вперед скажу, когда разместил нормальный электролит прямо в контролера проблема пропала. Щас работает без проблем.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 16 Jun 2016, 08:55 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
После того как перегорел шунт в схеме Владимира вернулся к схеме LICC на драйвере мс33151. Разница уже существенная, машина стала гораздо более динамичная. Токоограничение выставил на 133 А, но на старте таких токов даже не получал. На 2-й ампер 50, на 3-й до 100 А. Напомню силовое напряжение у меня было 72 В. Скорость на 2 передаче до 20 км/ч, на до 35 км/ч, на 4-й 40 с небольшим. Стал выезжать в город в частности съездил на обед.
Attachment:
IMG_20160518_121610.jpg
IMG_20160518_121610.jpg [ 253.97 KiB | Viewed 626 times ]

Машина во дворе дома.
Первое реально практическое применение электромобиля, съездил в шиномонтажку - отвез грузовые камеры на вулканизацию.
Таврия электро в деле

See this video on YouTube
На шиномонтажке показал как машина трогается на 3-й передаче, ниче не погорело все путем. Людям конечно любопытно че да как, сколько скорость, как далеко едет, дает ли двигатель "зарядку"?
Attachment:
IMG_20160519_100417.jpg
IMG_20160519_100417.jpg [ 219.61 KiB | Viewed 625 times ]

По результату этой поездки выяснилось: на оживленной дороге не хватает скорости и тяги. на 4 разогнался до 40 с небольшим, но немного под горочку, а вот в обратную сторону только до 36-37 км/ч. И то из-за слабой силовой приходится поначалу разгоняться на 2 и последовательно переключаться, но пока не приноровишься передачи не ставятся, что тоже снижает скорость движения. Посему решил, что обязательно надо повысить напряжение и перейти на 96 В.
Еще момент для испытания контроллера съездил в магазин на 3 передаче, получается весь в путь с километр, да при выезде с работу метров 300 надо ехать в горочку. Проехал нормально, но радиатор контроллера нагрелся сильнее чем при движении на разных передачах по аналогичному пути.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
 Post subject: Re: Лоукост Таврия на ДС3.6
PostPosted: 16 Jun 2016, 09:36 
Offline
Создатель ЭМ
Создатель ЭМ

Joined: 20 May 2016, 07:18
Posts: 65
Location: Мариинский Посад, Чувашия
Для испытания контролера на 96 В нашел 2 старые батареи на 60 ач. Разместил их в багажнике. При испытании на территории работы посадил еще 2-х мужиков в машину. Поехал на 2-й передаче, поначалу разгон был как на 72 в, но потом когда вдавил педальку до конца машинка побежала гораздо резвее. Сделал один круг на 2-й передаче, все отлично, температура радиатора терпимо теплая, градусов 40. Но самое приятное - возросла скорость, на 2-й передаче разогнался до 30 км/ч, против 20 на 72 В и субъективно улучшился разгон.
Решил сделать 2-й круг. Опять 2 пассажира в машине, сначала тронулся на 2-й и за каким то чертом на 17 км/ч, да и перед подъемом при выезде с работы (видно на роликах) стукнуло мне переключится на 3-ю. А чтобы ток не привысил заезжал в горочку в натяг, в пол газа с током 50-60 А и в конце подъема контроллер бахнул. :electric:
Бахнул хорошо, так что машина встала. Вскрытие показало, что вышли из строя все 10 irf640, да и к тому же выгорели все элементы в цепи затвора, кроме резисторов 10 ом на затворах и диода на выходе драйвера. Сам драйвер похоже тоже пострадал, тк над одним из выходов образовалась точка.
Attachment:
IMG_20160523_074547.jpg
IMG_20160523_074547.jpg [ 176.36 KiB | Viewed 620 times ]

Горелая сила.
Attachment:
IMG_20160523_074715.jpg
IMG_20160523_074715.jpg [ 218.74 KiB | Viewed 620 times ]

Резистор на 1 К, который привязывает затворы к земле испарился, на фотке он был припаян к синему проводку и прикручен другой стороной к шунту.

_________________
Таврия Электро (Россия, от STELSRIDER), пробег 215 км


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 66 posts ]  Go to page 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  Next

All times are UTC + 2 hours


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Jump to:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
...